Уездные вести

Екатерина Тайлакова: Пьяные поезда: адвокаты, проводники и начальники поездов

– Пошли знакомиться, отец! – говорит полицейский вахтовику.

– До какого пункта он едет? Как себя ведёт? – обращается к пассажиркам.

– Спал, – отвечают они ему.

– Ускоритель времени при нём?

Инспектор поднимает подушку – там бутыль.

– Хорошо себя вёл, пару раз вставал покурить и всё, – начинают пассажирки причитать.

– А вы знаете, что нельзя распивать алкогольную продукцию в поездах дальнего следования? Один стакан, потом второй, а потом начнёт справлять естественные надобности посреди вагона. Давай, отец, пошли поговорим.

– Я больше не буду пить, больше с собой нет, – отвечает вахтовик.

Такой диалог развернулся на моих глазах при посещении «пьяного поезда» «Новый Уренгой – Уфа», стоящего на станции «Сургут» около часа.

За прошлый год в Сургуте отказали по причине алкогольного опьянения в проезде  260 человек, в 2017 году число случаев перевалило за 500.

«Во многом это результат усиления нашей работы, повышение её качества, направления представлений на начальников поездов, – поясняет инспектор отдела охраны общественного порядка. –Начальникам не хочется лишаться своей небольшой премии и они сообщают о фактах распития алкогольных напитков в их поезде. Наша же задача строится на профилактике правонарушений. Это и пропаганда правовых знаний, и выявление причин и условий, способствующих нарушению должностных обязанностей. Ходим по вагонам и беседуем с гражданами о том, что нельзя оставлять без присмотра свои вещи, пить и курить в поездах дальнего следования».

Обязанности начальника поезда

Казалось бы, начальникам поездов гораздо удобнее, если «пьяненьких» не находят. Нет никакого медосвидетельствования, никаких актов, никого не ссаживают, но на самом деле всё вовсе не так.

Если начальник вовремя не доложит, а человека в кондиции всё же обнаружат, то не сносить ему головы. В адрес вышестоящего руководство будет написано представление, а дальше – разговоры в филиалах ФПК  лишение его и так небольшой премии, снятие с должности. Аналогичная ситуация происходит и с проводниками.

«В последнее время много начальников поездов поменялось из-за этого».

По должностной инструкции начальник поезда должен дважды в день обходить вагоны, но делает он это чаще. Круглосуточно. Во время обходов он подписывает журналы, контролирует работу, знакомится с пассажирами. Если его нет, то эти обязанности выполняет старший проводник.

Существует поезд №125– он славится тем, что начальники обязаны носить на себе видеорегистраторы, чтобы в случае чего, могли предъявить доказательства о проводимых обходах.  После каждого рейса они делают выгрузку видео, а его, в свою очередь, отсматривают отдельные специалисты – инструктора, занимающиеся проверкой безопасности. Нет видео – нет должности.

Если проводник обнаруживает в своём вагоне человека в состоянии алкогольного опьянения, он тут же обязан сообщить начальнику, а тот, согласно пункту 30.1 совместного приказа МВД РФ и Минтранса РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения” – в дежурную часть линейного отдела на ближайшей станции, чтобы на станции их уже ждали сотрудники полиции и принимали меры.

Иногда проводники и начальники поездов свои должностные обязанности не выполняют, не понимая, что тем самым они способствуют совершению административных правонарушений. Такое наказывается.

Пьяный гражданин – это или преступник, или потерпевший, потому что может произойти с кем-то конфликт или не смотрит за своими личными вещами.

Обход вагонов осуществляет наряд, численностью от двух человек. К нему часто присоединяются представители казачьего общества, больше общественных добровольцев для такого дела обычно не находится.

«Адвокаты»

«Адвокатами» мы называем пассажиров, которые покрывают «пьяненьких». Они обычно говорят: «Жалко ведь, он едет к семье, детям…». Обычно это женщины.

Есть и другой тип – такой же вахтовик, он обычно другими словами разговаривает:  «как я его сдам, если мы коллеги?», «если на него поступила жалоба, то и на меня тоже может»,  «я за ним присмотрю!».

Если ещё и получается уговорить, например, двух женщин сказать, что пьяный пассажир им мешает, то, чаще всего, они всё равно отказываются подписать документ. А со слов принять меры никак нельзя. Вот и получается, что пьяный пассажир – самый главный в поезде!

Начинаешь объяснять женщинам, что дальше вы с ним сами поедите, что дальше нет сотрудников полиции, что будете ночью мучиться, но обычно ситуация не меняется. Люди предпочитают страдать задругих – такой уж русский менталитет.

Пьют при этом в поездах круглосуточно – не важно вечерняя проверка будет или дневная. Снимают с поездов, как в Сургуте, так и в Пыть-Яхе, в Тобольске. Что делать, если от станции к станции много часов пути? Загвоздка!

Существуют наряды сопровождения – они состоят из двух человек. Если вдруг кто-то начинает буянить, то они, конечно, могут привести гражданина к себе в купе, но тогда не смогут патрулировать остальной поезд, потому что оставаться наедине с нарушителем нельзя. Безвыходная какая-то ситуация, поэтому вся надежда – на сознательность пассажиров и уменьшение количества «адвокатов».

Хитрые проводники

Если вы не знаете, у проводников есть свой план по продаже чайной и сувенирной продукции. Это сейчас перевозка пассажиров признана прибыльной, а до этого она таковой не считалась, являясь вспомогательным элементом.

Выпившего человека гораздо проще уговорить что-то приобрести, например, чай, беляш и лотерейный билет. Но тут важно понимать, что сейчас ты его «разводишь на деньги», а потом тебе придётся сообщить о нём начальнику поезда, чтобы не лишиться рабочего места.

Конечно, можно выполнить все нормативы – сначала уговорить купить, потом сообщить, что в вагоне пьяненький, получить поощрение отовсюду. Однако проводники у нас совестливые и так делают редко.

«Гораздо чаще встречаются ситуации, когда они уговаривают наряд не снимать пассажира с поезда и обещают взять его под свою ответственность. Мы объясняем, что дело не в безопасности других пассажиров даже, а то, что он представляет угрозу, прежде всего, для себя самого. Он ведь может захлебнуться рвотной массой или упасть со второй полки. Это его безопасность. Потерял, забыл, упал, стёк с полки…».

Если человека всё же оставляют и случается падение, то его на ближайшей станции ведут в дежурную комнату, а потом вызывают скорую. Всё зависит от тяжести повреждений – иногда и дежурный медработник может осмотреть, а иногда по желанию пассажира происходит госпитализация.

Начальники поездов и проводники не могут выбирать направления – их им назначают. Хорошо, если бригада закреплена и она в полном составе идёт работать на тот или иной рейс, но часто люди работают друг с другом новые. Как можно контролировать проводника, если ты не знаешь человека? На что он способен и годен? Сплошная неопределённость. От неё, а ещё и от не самой большой зарплаты и происходит текучка кадров. Часто происходит смена коллектива и не понятно, проще научить работать, как надо, новых или переучить старых.

Мои провожатые – люди с чувством юмора и поэтому наш разговор закончили оптимистической фразой «Мы его победим – алкоголизм в поездах и на вокзалах». На мой взгляд, побеждать никого не стоит. Людям самим придётся прийти к мысли, что они в некоторых моментах перестают владеть своей жизнью.

Шпаргалка:

В Сургуте фиксируется самое большое количество «чёрных пакетов» в округе (см. прошлый материал).

От станции «Пыть-Ях» начинается настоящее пьяное веселье.

С 15 по 20 число каждого месяца идёт перевахтовка, так что любителям пощекотать нервы стоит брать место в вагоне с сидячими местами – там самая «жара».

Источник

Tags: Уездные вести
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Екатерина Тайлакова: Пьяные поезда: чёрные пакеты, осетра и «Олечки»
Александр Аникин: Нижний Тагил — родоначальник нового спортивного турнира

Ника Мужиковская: В Ямальском колледже откроют новые практические мастерские

В начале 2020 года в Ямальском многопрофильном колледже открылись уникальные не только для округа, но и для всего Урала образовательные мастерские. Их отличительной особенностью является нацеленность на практическую подготовку студентов…
Читать далее

Ника Мужиковская: Ямальский колледж не отпустил в тундру студентов из числа КМНС на карантин

Ямальский многопрофильный колледж в Салехарде, как и все образовательные учреждения страны, перешёл на дистанционное обучение. В нём проходят обучение не только местные студенты, но и юные представители коренных малочисленных народов…
Читать далее

Ника Мужиковская: Павел Субботин: «Коллективу «Сыра-сэв» уходить в сугубо этнику нельзя»

Три года назад Павел Субботин вместе с женой перебрался из тёплого Краснодарского края в столицу Ямала Салехард. Его не испугала холодная погода, ведь он ехал прежде всего за идеей –…
Читать далее
Меню