Вёрсты. О путешествиях и достопримечательностях

Екатерина Поморцева: Николай Луганский – «Музыка может звучать даже во сне»

Только вчера в Екатеринбурге отгремел фестиваль «Безумные дни», но расслабляться оркестрам Свердловской филармонии некогда. Еще пара недель и вот он – первый концерт нового симфонического сезона. 28 сентября вместе с Уральским филармоническим оркестром на сцену выйдет любимец уральской публики – пианист Николай Луганский. И сегодня мы вспоминаем интервью с народным артистом России.

– Николай Львович, как происходит подбор новых произведений для концертной программы? 

– Всегда по-разному. Уже знакомое сочинение может вновь заинтересовать, если услышишь его запись по радио или живое исполнение во время занятий со студентами. Бывает, хочешь немедленно сыграть ноты, которые попались на глаза случайно. Выбор непредсказуем, музыка может звучать даже во сне. Если же говорить о новых произведениях, имея ввиду современную музыку, то инициатива исходит от самих композиторов. За всю карьеру я брался исполнять такие сочинения от силы три-четыре раза. Для рояля написано огромное количество музыки и просто невозможно сыграть все.

– Необычная программа сама по себе способна привлечь слушателей. Но механическое воспроизведение текста никому не интересно. На одной чаше весов – бережное отношение к сочинению, на другой – самобытность исполнения. Как Вам удается сохранить идеальный баланс?

– Я думаю, что работа над произведением – процесс, который можно сравнить с выращиванием растения и даже с воспитанием родного человека – сына или дочери. Этот процесс сложно полностью контролировать. Ты можешь опираться на литературные источники, биографии композиторов, и все же самое главное – живое непосредственное взаимодействие с сочинением. Порой, начинаешь играть и становится ясно: эта музыка скажет гораздо больше, чем ты предполагал и гораздо больше, чем ты мог вложить в нее сам. Мне удается учить произведения наизусть быстро, хотя это не является гарантией успеха. Приятно осознавать такую способность, но для глубокого понимания музыки требуется определенное время, «совместная жизнь» с произведением.

– Стоит ли слушать записи других музыкантов, когда готовишь новинку?

– Иногда молодые исполнители – сознательно или неосознанно – действительно копируют чьи-то записи. С детства старался этого избегать! Совсем отгородиться от влияний извне нереально, да и определенный «багаж» уже имеется. Но я могу полюбопытствовать лишь тогда, когда уже появилось свое восприятие, когда сыграл произведение на концерте. Моя интерпретация может частично совпадать с версией другого пианиста. Но это не страшно, если мы пришли к чему-то очень близкому с разных сторон.

– В музыкальном исполнительстве есть направление, когда важно максимально точно воссоздать звучания музыки прошлого. Как Вы относитесь к аутентизму?

– Знание об инструментах и залах, в которых звучала музыка в ту или иную эпоху, является необходимым элементом музыкального образования. Проводится все больше исторических исследований, находятся и воссоздаются инструменты прошлого. На самом деле, в наше время некие формальности можно воспроизвести точнее, чем 50-60 лет назад. Но я считаю, что создание подобной концепции исполнительства – путь тупиковый. Любой музыкант априори хочет быть подлинным и аутентичным. Само по себе знание одного, двух или даже двадцати пяти фактов о музыке не может сделать исполнение выдающимся. Мой коллега – профессор Московской консерватории Михаил Петухов – как-то сравнил аутентизм с религиозной сектой. На основе отдельных фактов – строк из Библии, фраз Иисуса Христа – тоже можно сделать вывод о несоответствии церковных традиций истинному знанию.

– Получается, аутентизм обесценивает процесс развития инструментов.

– Если говорить об этом живом и удивительном процессе развития, то особенно ярким примером служит музыка Бетховена. Остается только догадываться, с какой внутренней радостью композитор принимал новые возможности инструмента. Какие безумные горизонты открылись вместе с появлением педали! Думаю, современный рояль воплотит большую часть того, что было возможно на клавесине, клавикорде и других инструментах, но не наоборот.

Современный рояль действительно способен на многое. И сольный концерт Николая Луганского, и его выступление с оркестром помогут нам окончательно в этом убедиться.

Фото превью: Татьяна Андреева

Источник

Tags: Вёрсты. О путешествиях и достопримечательностях
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Татьяна Васильева: Курганскому заводу медицинских препаратов «Синтез» – 60 лет
Екатерина Поморцева: Фрики академической музыки. Кто они?

Ксения Жигалова: Сделать всё, чтобы спасти: диспетчер тюменской скорой о работе в пандемию

«Сердце» тюменской скорой медицинской помощи — это диспетчерская. Здесь в круглосуточном режиме 15 человек организовывают прием вызовов, координацию и контроль выездных бригад, консультацию и дистанционную помощь до прибытия медиков. Ежедневно…
Читать далее

Олег Кобяков: История строительства детсада в селе Мальцево стала криминальной

В селе Мальцево Шадринского района Курганской области история строительства детсада на 60 мест с бассейном, которая тянется с 2017 года – приобрела криминальный характер. Даже обращение сельчан к губернатору Вадиму…
Читать далее

Олег Кобяков: Курганские дети-инвалиды вместо льгот получат разовую помощь продуктами

В то время как школьников, имеющих право на льготное питание во время особого режима по всему Уралу уже обеспечивают продуктовыми наборами и финансовыми выплатами – Губернатор Курганской области Вадим Шумков…
Читать далее
Меню