Уральцы. Судьбы

Александр Аникин: Человек дела. Когда мечты сбываются…

Довольно сложно, после поездки в Ирбит Свердловской области и знакомства с директором Государственного музея изобразительных искусств Валерием Карповым, что-то рассказать в одной публикации… Нужно признать, что предположения об уникальности собрания музея, который расположен в уральской глубинке, при его посещении не просто становятся убеждением, но и формируют у посетителя четко чувство соприкосновения с чудом.

Чудо, что в практически увядающем уральском городке, где за последние десятилетия закрылись практически все градообразующие предприятия (Ирбитский стекольный завод, известные ирбитские пивоварня и ликеро-водочный завод), а другие влачат жалкое существование (на Ирбитском мотозаводе от 12 000 работников осталось около 120, Ирбитская швейная фабрика товарный оборот уменьшила в 25 раз…), численность населения с 52 000 снизилась до 37 000 человек, кроме знакового молочного гиганта – Ирбитского молочного завода, работает музейное объединение в выставочных залах которого находятся работы великих мастеров живописи – Леонардо да Винчи, Дюрера, Франсиско Гойи, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка и Тициана… Одно только перечисление известных имен может занять практически весь пост…

А все начиналось в далеких 50-х годах, когда семья военнослужащих Карповых решила вернуться на родину, в Ирбит, и когда Валерий Карпов, путешествовавший с родителями, оказался в незнакомом уральском городе, в котором жили его тети, дяди, с историей которого было связано не одно поколение рода Карповых.

Вспоминая тот период своей жизни, Валерий Карпов не рассказывает о сложностях послевоенного времени, а говорит о тех людях, которые его окружали и, в конечном счете, определили становление его мечты – создание художественной галереи.

Конечно, это учителя: учитель рисования – Георгий Петрович Мордяшов, который, видя тягу маленького Валеры к рисованию, признал, что в мальчике есть дарование не просто художника, а искусствоведа, учитель русского языка и литературы Виктория Георгиевна Вологжанина, которая помогла своему ученику не просто мечтать, а сформировать литературно оформленный образ сокровенной мечты. Валерий Карпов так рассказывает : «Кто бы мог подумать, что тема будущего, которая была дана нам, перевернет всю мою жизнь. Сочинение, которое я написал в 1964 году, где рассказал о фантастическом для Ирбита проекте создания художественного музея, была не просто отмечена, но и прочитана на межрайонном совещании учителей. Это была первая моя награда за школьное сочинение».

Вот так, благодаря учителям, распознавшим в ученике талант и поддержавшим его юношескую мечту, Валерию Карпову удалось главное, не растерять порыв, а начать подготовку к его реализации.


Валерий Карпов в 1975 году

Спустя всего 8 лет, после знакового сочинения, 3 января 1972 года в Ирбите распахнул двери первый в городе выставочный зал изобразительного искусства.

На фотографиях конец 70-х годов. Ирбитские выставки, организованные Карповым.

Для ирбитчан это знаковое событие сопоставимо, наверное, с выставкой Серова в Москве в наши дни. Горожане записывались на несколько дней вперед, чтобы попасть на выставку. Это было начало триумфа высокого искусства над повседневной серостью будней. Горожане своим вниманием к выставке поддержали смелый проект Валерия Карпова. Именно благодаря всенародной поддержке и окрепшему авторитету Директора новой галереи стало возможным формирование уникальной для России коллекции офортов. В настоящее время музей фактически представляет собой единственный в стране специализированный музей гравюры и рисунка. Его собрание насчитывает около 15 тысяч произведений и делится на два основных блока: “Мастера гравюры и рисунка XV-XX веков. Европа и Россия” и “Мастера уральского искусства XX века. Живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство”. Поддержка Государственного Эрмитажа и переданные в Ирбитский музей картины позволили в 2012 году заново открыть для зрителей работу Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой».

За более, чем сорокалетнюю историю, из скромного провинциального выставочного зала Валерию Карпову удалось создать музейное объединение, которое, наравне со столичными музеями, является столпом российского искусствоведения и музейного дела.

Вдали от столичного шума и суеты, в уральской глубинке, хранятся, выставляются и популяризируются шедевры мирового значения. И все благодаря творчеству, организаторским способностям и настойчивости Валерия Карпова. Этот человек, ставший легендой еще при жизни, сумел из сказки и мечты сделать реальность, сохраняя традиции уральских мастеров, которые как сказочный Данила-мастер, видят цель, умеют отсечь лишнее, создают визуальный и осязаемый образ, которым мы можем восхищаться…

Сайт Валерия Карпова – http://www.k-w-a.ru/

Об Ирбитском государственном музее изобразительных искусств довольно полная информация по ссылке – http://www.museum.ru/m1526

Некоторые мои посты об Ирбите:
Февральские истории. Рассказ об Ирбитской ярмарке.
Навстречу ирбитской ярмарке… СИЗО-2 (Ирбит). Историческая справка.

В публикации использованы фотографии из архива Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, фотографии из поездки в альбоме по ссылке – https://fotki.yandex.ru/users/alexanikin71/album/512580/?&p=9

Оригинал поста

Tags: Уральцы. Судьбы
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Александр Аникин: История свердловского хоккея: как военные милиционеров переиграли…
Полина Колосова: Бабушка – это материнская любовь в квадрате

Катерина Быкова: В Екатеринбурге на доме-памятнике потрескавшиеся шары напугали жителей

В Екатеринбурге на доме-памятнике на Верх-Исетском бульваре, 18 потрескались архитектурные шары, об этом ИА «Уральский меридиан» рассказали читатели. По словам наблюдателей, на крыше дома имеется лепнина в виде шаров. В последнее время…
Читать далее

Катерина Быкова: Почему одинокому родителю могут отказать в пособии от 8 до 17 лет?

С 1 июля уральцы начали подавать заявления на пособия для одиноких родителей по 151 Федеральному закону*. Самыми частыми причинами отказа, как отметили наши читатели, оказались наличие двух машин и отсутствие…
Читать далее

Сергей Стуков: Лесопожарная ложь. Почему горят Урал и Сибирь?

Ежегодно в России сгорает десятки миллионов гектаров земли и леса. Горят осушенные торфяные болота, лесные массивы и поля с сухой травой. При этом 90% природных пожаров связаны с деятельностью человека.…
Читать далее
Меню